Вышедшие номера
Измерения колебаний дрейфового тока в двигателях с замкнутым дрейфом электронов
Переводная версия: 10.1134/S1063784218050043
Чернышёв Т.1,2, Криворучко Д.2, Скрылёв А.2
1Объединенный институт высоких температур РАН, Москва, Россия
2Московский физико-технический институт, Долгопрудный, Московская обл., Россия
Email: thunarux@gmail.com, avskrylev@yandex.ru
Поступила в редакцию: 24 июля 2017 г.
Выставление онлайн: 19 апреля 2018 г.

Индукционный метод для измерения дрейфового тока в двигателях с анодным слоем (ДАС) был использован для измерения интегрального искажения магнитного поля в канале стационарного плазменного двигателя (СПД) малой мощности. В работе подробно описана методология эксперимента, в результате которого определяется интегральный уровень колебаний магнитного поля в узком канале двигателя с замкнутым дрейфом электронов. Полученные данные показали, что в СПД зажигание разряда сопровождается полным размагничиванием разрядного промежутка дрейфовым током (отношение собственного магнитного поля к внешнему достигает 90%), для ДАС наблюдается аналогичный эффект. При этом, в обоих двигателях полный ток разряда на полтора порядка превышает значения, характерные для стационарного режима, а свечение плазмы наблюдается не только внутри, но и за срезом разрядного канала. Проведены измерения колебаний дрейфового тока в установившихся режимах. В частности, показано, что при наличии сильных колебаний в области малых магнитных полей (10-2 Gs) искажение магнитного поля дрейфовым током может достигать 33%. В режиме номинальной работы (2·102 Gs) оно не превышает 8%. Характер колебаний и режимы работы в СПД и ДАС отличаются при выходе за границу оптимальной работы. Так, в СПД отсутствует критическое магнитное поле, при котором происходит переход в "турбулентный" режим. В целом ток разряда слабее зависит от величины магнитного поля.
  1. Haas J.M., Gallimore A.D. Considerations on the Role of the Hall Current in a Laboratory-Model Thruster. In 37th Joint Propulsion Conference \& Exhibit, 8-11 July 2001
  2. Cliff A. Thomas, Nicolas Gascon, Mark A. Cappelli. A Study of the Azimuthal Electron Drift in an E x B Discharge Using a Non-invasive Antenna Array. In 39th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conf. and Exhibit, 20-23 July 2003
  3. Da-ren Yu, Li-qiu Wei, Yong-jie Ding, Ke Han, Guo-jun Yan, Feng-yan Qi. // Plasm. Sourc. Science Technol. 2007. Vol. 16. N 4. P. 757
  4. Новичков Д.Н., Ермилов А.Н., Коваленко А.Ю., Сапронова Т.М. // TBT. 2005. Vol. 43. N 5. P. 691-696
  5. Ермилов А.Н., Ерошенков В.Ф., Новичков Д.Н., Коваленко Ю.А., Сапронова Т.М., Чернышёв Т.В., Шумилин А.П. // ТВТ 2014. Vol. 52. N 3. P. 371-380
  6. Чернышёв Т.В. Экспериментальные и численные исследования нарушения стационарности горения интенсивных разрядов с замкнутым дрейфом электронов. Автореф. канд. дис. ОИВТ РАН, 2016
  7. Vial V., Mazouffre S., Prioul M., Pagnon D., Bouchoule A. // IEEE Transactions on Plasma Sci. 2005. Vol. 33. N 2
  8. Ellison C.L., Raitses Y., Fisch N.J. // IEEE Trans. Plasma Sci. 2011. Vol. 39. N 11
  9. Ермилов А.Н., Ерошенков В.Ф., Коваленко Ю.А., Королёв С.В., Чернышёв Т.В., Шумилин А.П. // TBT. 2013. Vol. 51. N 4. C. 497
  10. Ермилов А.Н., Ерошенков В.Ф., Новичков Д.Н., Коваленко Ю.А., Сапронова Т.М., Королёв С.В., Чернышёв Т.В., Шумилин А.П. // TBT. 2013. Vol. 51. N 5. P. 670
  11. Yamamoto Naoji, Komurasaki Kimiya, Arakawa Yoshihiro. Condition of Stable Operation in a Hall Thruster. In 28th International Electric Propulsion Conference, Toulouse, France, 2003
  12. Takahashi Nanako, Yamamoto Naoji, Nakashima Hideki, Yokota Shigeru, Komurasaki Kimiya, Arakawa Yoshihiro. Investigation of Internal Plasma Structure in an Anode-layer Hall Thruster. In 30th Int. Electric Propulsion Conf. Florence, Italy, September 17-20 2007

Подсчитывается количество просмотров абстрактов ("html" на диаграммах) и полных версий статей ("pdf"). Просмотры с одинаковых IP-адресов засчитываются, если происходят с интервалом не менее 2-х часов.

Дата начала обработки статистических данных - 27 января 2016 г.